П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка.
-
Постоянное беспокойство.
-
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
-
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
-
Раздражительность.
-
Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно
проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник
(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
-
Не может долго работать, не уставая.
-
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
-
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
-
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
-
Смущается чаще других.
-
Часто говорит о напряженных ситуациях.
-
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
-
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
-
Руки у него обычно холодные и влажные.
-
У него нередко бывает расстройство стула.
-
Сильно потеет, когда волнуется.
-
Не обладает хорошим аппетитом.
-
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
-
Пуглив, многое вызывает у него страх.
-
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
-
Часто не может сдержать слезы.
-
Плохо переносит ожидание.
-
Не любит браться за новое дело.
-
Не уверен в себе, в своих силах.
-
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность: 15-20 баллов
Средняя: 7-14 баллов
Низкая: 1-6 баллов
Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
-
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, не стоит говорить ребенку: "Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!")
-
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
-
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
-
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
-
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно заниматься каким-то делом, выберите для него занятие по душе, чтобы оно приносило ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Шпаргалка для взрослых или Правила работы с тревожными детьми
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательно в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.